БЛОГ

Перевал Кату-Ярык

На Алтае есть много мест, захватывающих дух. Но локация, о которой мы сейчас расскажем, всегда вызывает чуть больше эмоций.
На Алтае есть много мест, захватывающих дух. Но локация, о которой мы сейчас расскажем, всегда вызывает чуть больше эмоций. Это перевал Кату-Ярык и вид на долину реки Чулышман.

Начнем с того, что добраться до него так уж и просто, хотя с годами дорога стала чуть лучше, а через пару лет, возможно, приехать сюда не составит никакого труда.

В этом направлении, как правило, стартуют с поселка Акташ, и у вас на выбор есть два варианта:
  1. Съездить на перевал одним днем, а вечером снова вернуться в Акташ (при таком раскладе советуем ранний завтрак и выехать пораньше);
  2. Доехать до перевала, спуститься по нему в долину и разместиться на одной из баз (в этом случае можно выезжать из Акташа чуть позже. Важный момент: перевал считается трудно проходимым, а потому водитель должен быть опытным и уверенным и в собственных силах, и в возможностях своего авто).
Дорога – Улаганский тракт – поведет вас по живописной расщелине вдоль бурной речки Чибит и вытянутых зеркальных озер. Вы проедете через Красные ворота – узкий проезд между двумя скалами с четкими красноватыми оттенками. Больше километра будете ехать вдоль Чейбек-кёль – так называемого мертвого озера, стороной проедете экзотическую базу «Застава» с харизматичным хозяином и целой коллекцией ретро-предметов (кстати, если есть желание, можно заглянуть в гости, не стесняйтесь).

Далее по левую руку от вас будет не менее прекрасное озеро Узун-кёль. Затем вы незаметно начнете набирать высоту, и вот прямо перед вами новое озеро – Киделю. Обязательно остановитесь и прогуляйтесь здесь. От Улаганского перевала высотою 2080 метров над уровнем моря вас отделяет всего несколько метров. Алтайцы верят в духов и сакральность таких мест, а потому здесь лучше соблюдать тишину и вести себя незаметно. Пройдя перевал, дорога начнет уходить вниз, вы будете сбрасывать высоту, пейзажи будут меняться так, пока вы не доедете до районного центра – села Улаган. Здесь есть заправка SP и продуктовые магазины. На сколько бы дней вы не ехали, рекомендуем вам заправить машину, перекусить и запастись едой – дальше по маршруту магазинов нет. В сезон придорожные работают кафе (на перевале в том числе), но если вы путешествуете в мае или сентябре, готовьтесь к тому, что дальше такие места будут закрыты.

Связи тоже не будет. Проехав село Балыктуюль, разные телеоператоры начинают все реже принимать сигнал, пока не исчезают полностью. Это уникальная возможность отдохнуть от соцсетей и побыть наедине с невероятной природой.

Если до Улагана, вы ехали по хорошему асфальту, то после дорога становится грунтовой. Сейчас здесь активно ведутся строительные работы, в будущем планируется не только выровнять дорогу, но и положить асфальт. А сейчас будьте готовы к тому, что ехать местами придется через непроглядную пыль, объезжая выбоины и камни.
На 30-м километре волей-неволей вы остановитесь, доехав почти до края огромной расщелины, протянувшейся справа налево на несколько десятков километров. Это Чулышманская долина.
Тектонический разлом невероятных масштабов, который тысячелетиями стесывался сходящим ледником, протянулся больше, чем на 130 километров, а вы смотрите на него с высоты птичьего полета где-то посередине.

Раньше в долину попадали окольными путями, потом проложили крутую и опасную конную тропу, а с 1989 года прямо в горе вырезали дорогу – перевал Кату-Ярык. Именно его вы видите, когда смотрите, как, словно по ленточке, вниз одна за другой на низких скоростях спускаются и поднимаются машины. Летом жизнь здесь активно кипит, а вот зимой перевал Кату-Ярык заметает снегом.

Протяженность дороги – почти 4 километра, за это расстояние она делает 9 поворотов, скручивается на 70% и с высоты 1200 метров переносит вас на 680. В переводе с алтайского Кату-Ярык означает «твердую расщелину», и это неслучайно.

Работы по строительству перевала начались парой лет ранее под руководством председателя «Советский Алтай» Арсентия Васильевича Саана. Небольшой бригадой были предприняты титанические усилия, чтобы проложить дорогу туда, где в ней давно зрела необходимость. Проекта и денег, как таковых не было – был человеческий энтузиазм. Бульдозером землю сдвигали, вытачивая прямо в горе будущую дорогу. Доходя до крупных валунов, приходилось возвращаться, после чего к нему спускались со взрывчаткой. Твердую породу взрывали, после чего снова продолжали резать будущий перевал бульдозером.
После того как перевал был готов, проложили дорогу вдоль реки Чулышман. С 90-х годов прошлого века и по сей день по этому маршруту можно проехать на машине. Как и река, дорога упирается в Телецкое озеро, откуда можно переправиться на другой конец на пароме. Имейте ввиду, что переправа длиной 78 километров занимает около 5-6 часов, а место на пароме нужно бронировать заранее.

Самостоятельно или с помощью заброски, мы очень советуем побывать внизу. Наверху вы испытывали чувство полета, а внизу – в долине – наоборот, чувствуешь себя удивительно уютно, как дома несмотря на то, что прекрасно осознаешь свою незначительную величину по сравнению с окружающими горами. Именно такие впечатления делают путешествие незабываемым.
Координаты:
Координаты перевала: 50.910957, 88.216546
Лайфхак: вставить координаты в Яндекс.Карты, и маршрут для точки назначения будет построен.

Еще интересное

    © altai-hotels.ru © Все права защищены. Горный отель «Речные земли», 2024